четверг, 31 октября 2013 г.

Коллективные методы прогнозирования или шоу-мены фондового рынка


Вы, если являетесь инвестором и стремитесь принимать самостоятельные решения, но слушаете сторонних аналитиков, почти наверняка смотрите телеканал РБК и передачу «Рынки», знаете имена и фамилии аналитиков, некоторые из которых имеют скандальную славу. В этом смысле их еще в интернете называют «горлодериками», то есть теми, кто всячески стремится повысить свой имидж.

Так вот, технологии шоу, которые применяются финансовыми телеканалами, CNN, Bloomberg, в том числе и РБК построены на индивидуальных и коллективных методах прогнозирования. Когда выступает один эксперт в связке с ведущим программы – это использование индивидуального прогноза, когда приглашают команду или устраивают ток-шоу двоих, применяются коллективные методы.

Опишем для Вас природу и устройство этих методов, чтобы Вы могли самостоятельно принимать инвестиционные решения, пусть даже с применением мнений сторонних аналитиков.

Основой коллективных методов является мозговая атака [1] (мозговой штурм).

Идея мозговой атаки базируется на наблюдениях того, что:
  • одни люди хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с их анализом
  • другие люди больше склонны к критическому анализу чужих идей, чем к генерированию своих.
Это метод применяется не только в менеджменте и обучении, но и в практике принятия индивидуальных и коллективных решений, в том числе и при торговле на фондовом рынке.

В коллективе мозговую атаку ведут два организатора:
  • специалист по теме
  • специалист по процедуре
Приведем правила мозговой атаки, они могут вам пригодиться при ее проведении, как ее принципы.



[1] Предложена в 30-е гг. Алексом Осборном

Важно знать закономерности человеческой коллективной психологии.

Ответы при поиске идей и предположений обладают свойствами:
  • рефлексивности – когда ответ соответствует только собственной точке зрения
  • симметричности – когда ответ схож с точкой зрения другого человека
  • транзитивности – когда для ответа использована схожая точка зрения другого человека и выведена собственная подобная точка зрения (логический переход от чужой токи зрения к подобной, но собственной точке зрения) или нетранзитивность (переход к отличной точке зрения)
  • связности – когда ответ получен путем сопоставлений различных (схожих и отличных) точек зрения для получения именно прочного ответа
  • позитивности – когда, личный позитив перекрывает осознание объективной опасности
Формируя прогнозы, люди вступают в отношения:
  • толерантности – когда отсутствует или ослабевает потенциал расхождения точек зрения между экспертами
  • эквивалентности – когда наблюдается идеальная близость точек зрения (неустойчивая форма, поскольку очень быстро надоедает)
Зачем нужно знать про свойства и отношения людей при формировании прогнозов?

Затем, что это может объяснять заранее заложенные в прогноз погрешности, по принципу того, что большинство всегда ошибается, а также можно сделать выводы, чего хочет правящее меньшинство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментируйте и откомментированы будете...!