Вы, если являетесь инвестором и стремитесь принимать
самостоятельные решения, но слушаете сторонних аналитиков, почти наверняка
смотрите телеканал РБК и передачу «Рынки», знаете имена и фамилии аналитиков,
некоторые из которых имеют скандальную славу. В этом смысле их еще в интернете
называют «горлодериками», то есть теми, кто всячески стремится повысить свой имидж.
Так вот, технологии шоу, которые применяются
финансовыми телеканалами, CNN, Bloomberg, в том числе и РБК построены на
индивидуальных и коллективных методах прогнозирования. Когда выступает один
эксперт в связке с ведущим программы – это использование индивидуального
прогноза, когда приглашают команду или устраивают ток-шоу двоих, применяются
коллективные методы.
Опишем для Вас природу и устройство этих методов,
чтобы Вы могли самостоятельно принимать инвестиционные решения, пусть даже с
применением мнений сторонних аналитиков.
Основой коллективных методов является мозговая
атака [1]
(мозговой штурм).
Идея мозговой атаки базируется на наблюдениях
того, что:
- одни
люди хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с их анализом
- другие
люди больше склонны к критическому анализу чужих идей, чем к генерированию
своих.
Это метод применяется не только в менеджменте и
обучении, но и в практике принятия индивидуальных и коллективных решений, в том
числе и при торговле на фондовом рынке.
В коллективе мозговую атаку ведут два организатора:
- специалист
по теме
- специалист
по процедуре
Приведем правила мозговой атаки, они могут вам
пригодиться при ее проведении, как ее принципы.
[1] Предложена в 30-е гг. Алексом
Осборном
Важно знать закономерности человеческой коллективной психологии.
Ответы при поиске идей и предположений обладают свойствами:
- рефлексивности – когда ответ соответствует
только собственной точке зрения
- симметричности – когда ответ схож с точкой зрения
другого человека
- транзитивности – когда для ответа
использована схожая точка зрения другого человека и выведена собственная
подобная точка зрения (логический переход от чужой токи зрения к подобной,
но собственной точке зрения) или нетранзитивность (переход к отличной
точке зрения)
- связности – когда ответ получен путем
сопоставлений различных (схожих и отличных) точек зрения для получения
именно прочного ответа
- позитивности – когда, личный позитив
перекрывает осознание объективной опасности
Формируя прогнозы, люди вступают в отношения:
- толерантности – когда отсутствует или
ослабевает потенциал расхождения точек зрения между экспертами
- эквивалентности – когда наблюдается идеальная
близость точек зрения (неустойчивая форма, поскольку очень быстро надоедает)
Зачем нужно знать про свойства и отношения людей при формировании прогнозов?
Затем, что это может объяснять заранее заложенные в
прогноз погрешности, по принципу того, что большинство всегда ошибается, а
также можно сделать выводы, чего хочет правящее меньшинство.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Комментируйте и откомментированы будете...!