среда, 13 ноября 2013 г.

Управление рисками: мнение менеджера управляющей компании

Интервью, которое я взял у руководителя управляющей компании, во время работы в инвестиционной компании в момент кризиса марта 2008 г.


Рассылки:

Каким мышлением и принципами должен обладать успешный риск-менеджер?

Во-первых, есть правила, и эти правила должны соблюдаться, но не всегда…

Бывают моменты, когда ты проанализировал рынок, пришел к мнению, что по техническим и фундаментальным выводам вкладываться в акцию относительно безопасно. Трейдер совершил сделку, а рынок пошел вниз.

«Кто виноват, и что делать?»

Анализ ситуации показал, что до сделки не была доступна информация о возможном резком изменении фундаментальной ситуации на рынке. Она не была доступна ни мне, как риск-менеджеру, ни трейдеру. Следовательно – ситуация форс-мажорная и ошибки допущено не было.

Интересно, какова вероятность попадания в такую ситуацию?

На момент отсутствия информации, вероятность равна нулю, следовательно, учитывай не учитывай этот ноль, он на увеличение рисков никак не повлияет.

На момент появления информации, вероятность равна 100%, следовательно, мы попадаем в экстремальную торговую ситуацию.

Теперь, раз «виноватых» нет и ошибки допущено не было, но вы все равно попали в такую ситуацию, вопрос: что делать дальше, когда есть убытки?

А вот здесь все будет зависеть от подготовленности и слаженности работы команды относительно прогнозирования длительности военной операции России по понуждению грузинских военных к миру, не будет ли усугубления и не появится ли за данным событием что-то еще.

Если ситуация разрешится быстро и не затянется, то рынок, упадет, а потом резко отскочит.

Если же ситуация затянется, то это усугубит наши риски.

При быстром разрешении ситуации, если у нас остались на счете наличные деньги, а они должны быть на счете всегда, то можно докупить акций.

Какой долей?

Это зависит от политики управления капиталом и от наличия резервов, их величины.

При прогнозе, что ситуация будет разрешаться в затяжном варианте, акции лучше продать с убытком и перейти в облигации.

Уместно задать  самый задаваемый вопрос. С каким убытком?

Ответ на вопрос дать просто и не просто. Нужно посчитать все падающие волны, их процентный размер. Затем разделить их на большие, выбрав самые большие, малые, выбрав относительно малые волны, а затем средние волны. Среди больших и средних волн также провести ранжирование волн, а затем сопоставить текущее падение с размерами волн. Если окажется, что текущее падение уже близко по размеру к самой большой волне, то можно сделать вывод, что падение вероятно уже на исходе.

А если так, то и фиксировать убыток не имеет смысла, поскольку в точке исхода падения, риск продолжения падения минимален. Тут уже надо докупать, а не продавать с убытком. Очень тщательно нужно провести фундаментальный анализ, в случае, если выводы будут противоречить технической ситуации, поступить с уклоном на фундаментальные факторы.

При анализе систем риск-менеджмента других компаний мы пришли к выводу, что иногда потенциальный доход приносят в жертву системе управления рисками и слишком строгого управления лимитами. В частности лимитами снижения кривой капитала.

Кроме того, нужно посмотреть, на все технические параметры: математическое ожидание, стандартное отклонение, волатильность, регрессию и т.п. Если параметры за исход падения, то всегда можно обосновать его ими, однако прикручивать технику к фундаменту - порочно, важно, что вы в действительности предпримете и будет ли это согласовано с вашими принципами фиксации убытков. Некоторые управляющие вообще не режут убытки, а просто всегда, всегда докупают, конечно, если это не ЮКОС. Там, где сильны политические факторы, там лучше не участвовать, особенно в России.

Во-вторых, нужно научиться признавать свои ошибки и помнить, что они стоят денег.

Признание ошибки – уже половина успеха в ее решении.

Подумайте, если вы вошли в рынок и неправильно, значит, рынок идет против вас. Вывод - мы имеем форс-мажор или вы неправильно определили возможное увеличение волатильности.

Волатильность – это, как и цена акции – линейный процесс, а значит, имеет свой график. Следовательно,  мы можем проводить его технический анализ. Волатильность, так же как и цена, растет и падает, имеет свои вершины и впадины. Находясь во впадине, можно предположить, что в будущем активность и колеблемость рынка возрастет, а это при неправильном анализе фазы самого рынка (растущая или падающая) увеличивает риски инвестирования в актив. Значит волатильность и динамику цены нужно рассматривать совместно. Сама волатильность при ее увеличении, если рассуждать безотносительно цены акции, приводит к увеличению риска.

Если совместить с ценой, то получается так.

Увеличение волатильности при неправильном прогнозировании фазы рынка увеличивает ваш риск.

Увеличение волатильности при правильном прогнозировании фазы рынка увеличивает ваш доход.

Итак, когда волатильность во впадине и сам рынок на предполагаемом дне, то имеем почти-что идеальный момент занять позицию в расчете на рост, практически без риска.

При этом, многие трейдеры, в принципе не анализируют волатильность.

В-третьих, нужно научиться делать «Работу над ошибками».

Если никогда не измеряли длин волн и не ранжировали их, то вы никогда по-настоящему не проводили технического анализа.

Если не анализировали волатильность, начните ее анализировать.

Наверняка, много раз говорили себе, что вы виноваты в неправильном входе в рынок, хотя много раз это было не так. Осознайте, как обнаружить ошибку и чтобы она была ею в действительности.

В-четвертых, иногда нужно ставить на риск, иначе вы не заработаете денег.

Поясним, все с помощью той же ситуации относительно военного конфликта Грузии, Абхазии, США и России. Затягивание ситуации с конфликтом – риск, однако технически и статистически рынок упал и так достаточно глубоко. Предположим, что он, конечно, еще может снизиться, но снижение будет незначительным. Следовательно, соотношение: Риск/Доход, идет в пользу дохода. Риск есть, но сделка совершается.

Мы осознаем и принимаем риск, но при этом желаем получить за него премию, размер которой при отскоке рынка, покроет наши временные незафиксированные убытки, и мы получим прибыль. Резервы здесь должны исполнять свое предназначение.

В-пятых, как при фиксации убытков, так и при фиксации прибыли относиться к ним спокойно.

Многие психологи среди т.н. «учителей» в среде инвесторов, трейдеров и управляющих говорят, что нужно получать удовольствие от прибыльных сделок и стараться не депрессовать по поводу убытков. Я считаю, в таком случае человек эмоционально разбалансирован. Мифам не верю.

Управление рисками – по моему, все равно, что хирургическая операция, которая требует опыта и максимально возможной концентрации внимания при нахождении в экстремальной ситуации, общения с инсайдерами, официальными лицами, отдельными журналистами от СМИ. А это не что иное, как холодный, расчетливый и прагматичный разум, который решает, что делать в условиях достаточно эмоциональной ситуации.

Когда человеку психологически хорошо – это «усыпляет» его бдительность.

Управление активами, а, следовательно, и встроенный в него риск-менеджмент должны быть эмоционально сбалансированы. Только так можно достичь стабильного положительного результата. Если хотите, я пропагандирую инвестиционный подход Уоррена Баффета, который модифицирую под себя.


СИНЕРГИЯ КОНТАКТОВ

Скайп: sergey_kubagishev
E-mail: infotradefor@gmail.com

Facebook: http://www.facebook.com/TradeMakerTM
Google+: https://plus.google.com/117209255313641134367

P.S. Нажмите, если не трудно на кнопки «+1», «Facebook», «twitter», «Blogger» (находятся сразу под статьей).

Примите участие в обсуждении статьи – пишите в комментариях. Спасибо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Комментируйте и откомментированы будете...!